Бабка и медведь

Поехала бабка в лес по дрова. Вдруг слышит: в болоте хряснуло, в лесу стукнуло — медведь идет.
—  Бабка, бабка, съем я кобылку.
—  Не тронь кобылку, я тебе за это крепушку дам.
—  Ладно.
Не тронул медведь кобылку.
Вот в другой раз поехала бабка по дрова. В болоте хряснуло, в лесу стукнуло — медведь идет.
—  Бабка, бабка, а я съем кобылку.
—  Не ешь, я тебе за это теплушку дам.
—  Ну ладно.
Не тронул медведь кобылку.
Вот в третий раз поехала бабка в лес за дровами. В болоте хряснуло, в лесу стукнуло — медведь уж тут.
—  Бабка, бабка, я съем кобылку.
—  Не ешь, я тебе за это потом байку скажу.
—  Ну ладно же.
Не тронул медведь кобылку.
Бабка домой приехала, кобылку во двор поставила, ворота подперла, натопила жарко избу, поужинала да и спать.
Пришел медведь да в ставень — стук-стук!
—  Бабка, давай посуленное.
—  Что тебе посулено?
—  А крепушка.
—  Ох-хо-хо, изба у бабушки крепко заперта.
Медведь лапой — тук-тук-тук!
—  Бабка, давай другое посуленное.
—  Что тебе посулено?
—  А теплушка.
—  Ох-хо-хо, тепло бабушке на печи сидеть.
Подождал медведь немножко и опять стучится — тук-тук-тук!
—  Чего тебе?
—  Давай, бабка, третье посуленное.
—  Что тебе посулено?
—  А потомбайка.
—  Байка-то? Потом в лес не едут — дров и так много!
Так и обманула бабка медведя.
Из сборника И.В. Карнауховой, в пересказе В.П. Аникина.

Баба-яга

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести.

Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке:
Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у .нее иго­лочку и ниточку — тебе рубашку сшить.

А тетка эта была баба-яга костяная нога. Вот девочка не была глупа, да зашла прежде к своей родной тетке.

—  Здравствуй, тетушка!

—  Здравствуй, родимая! Зачем пришла?

—  Матушка послала к своей сестре попросить иголоч­ку и ниточку — мне рубашку сшить.

Та ее и научает:

—  Там тебя, племянушка, будет березка в глаза сте­гать — ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать — ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать — ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть — ты ему ветчины дай.

Пошла девочка; вот идет, идет и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткет.

—  Здравствуй, тетушка!

—  Здравствуй, родимая!

—  Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.

—  Хорошо: садись покуда ткать.

Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и гово­рит своей работнице:

—  Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько: я хочу ею позавтракать.

Девочка сидит ни жива ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу:

—  Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи, — и дала ей платочек.

Баба-яга дожидается, подошла она к окну и спраши­вает:

—  Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

—  Тку, тетушка, тку, милая!

Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:

—  Нельзя ли как-нибудь уйти отсюдова?

—  Вот тебе гребешок и полотенце, — говорит кот,— возьми их и убежи; за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце — сделается широкая-широкая река, если ж баба-яга перейдет через реку и станет до­гонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и, как услы­шишь, что она близко, брось гребешок — сделается дремучий-друмучий лес, сквозь него она уже не проберется!

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; со­баки хотели ее рвать — она бросила им хлебца, и они ее пропустили; ворота хотели захлопнуться — она подлила им под пяточки маслица, и они ее пропустили; березка хотела ей глаза выстегать — она ее ленточкой перевяза­ла, и та ее пропустила. А кот сел за кросна и ткет, не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга подошла к окну и спрашивает:

—  Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

—  Тку, тетка, тку, милая! — отвечает грубо кот.

Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка уш­ла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал де­вочке глаза.

—  Я тебе сколько служу, — говорит кот, — ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала.

Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить. Собаки говорят ей:

—  Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала.

Ворота говорят:

—  Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пя­точки не подлила, а она нам маслица подлила.

Березка говорит:

—  Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не пере­вязала, а она меня ленточкой перевязала,

Работница говорит:

—  Я тебя сколько служу, ты мне тряпочки не пода­рила, а она мне платочек подарила.

Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо. к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-ши­рокая! Баба-яга приехала к реке и от злости заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке, быки выпили всю реку дочиста.

Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка прикло­нила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, броси­ла гребешок, сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась — не могла прогрызть и воротилась назад.

А дед уже приехал домой и спрашивает:

—  Где же моя дочка?

—  Она пошла к тетушке,— говорит мачеха.

Немного погодя и девочка прибежала домой.

—  Где ты была? — спрашивает отец.

—  Ах, батюшка! — говорит она. — Так и так — меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточ­кой — мне рубашку сшить, а тетка, баба-яга, меня съесть хотела.

—  Как же ты ушла, дочка?

—  Так и так, — рассказывает девочка.

Дед, как узнал все это, рассердился на жену и расстрелял ее, а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил, по усам тек­ло, в рот не попало.

Из сборника «Русские народные сказки», под редакцией И. Киндер

Баба и два солдата

Повезла баба в город кринку масла продавать; время-то шло к масленой. Нагоняют ее два солдата: один позади остался, а другой вперед забежал и просит бабу:
—  Эй, тетка, подпояшь меня, пожалуйста.
Баба слезла с воза и принялась подпоясывать.
—  Да покрепче подтяни!
Баба подтянула покрепче.
—  Нет, это туго; ослабь маленько.
Отпустила послабже.
—  Уж это больно слабо будет: закрепи потуже.
Пока завязывала баба пояс то крепче, то слабже, другой солдат успел утащить кринку с маслом и убрался себе подобру-поздорову.
—  Ну, спасибо тебе, тетка! Подпоясала ты меня на всю масленицу, — говорит солдат.
На здоровье, служба!
Приехала баба в город, хвать — а масла как не бывало!
Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки».

Афонька! Где был-побывал?..

—  Афонька! Где был-побывал, как от меня убежал?
—  В вашей, сударь, деревне — у мужика под овином лежал.
—  Ну, а кабы овин-то вспыхнул?
—  Я б его прочь отпихнул.
—  А кабы овин-то загорелся?
—  Я бы, сударь, погрелся.
—  Стало, ты мою деревню знаешь?
—  Знаю, сударь.
—  Что, богаты мои мужички?
—  Богаты, сударь! У семи дворов один топор, да и тот без топорища.
—  Что ж они с ним делают?
—  Да в лес ездят, дрова рубят: один-то дрова рубит, а шестеро в кулак трубят.
—  Хорош ли хлеб у нас?
—  Хорош, сударь! Сноп от снопа — будет целая верста, копна от копны — день езды.
—  Где ж его склали?
—  На вашем дворе, на печном столбе.
—  Хорошее это дело!
—  Хорошо, да не очень: ваши борзые разыгрались, столб упал — хлеб в лохань попал.
—  Неужто весь пропал?
—  Нет, сударь! Солоду нарастили да пива наварили.
—  А много вышло?
—  Много! В ложке растирали, в ковше разводили, семьдесят семь бочек накатили.
—  Да пьяно ли пиво?
—  Вам, сударь, ковшом поднести да четвертным поленом сверху оплести, так и со двора не свести.
—  Что ж ты делал, чем промышлял?
—  Горохом торговал.
—  Хорошо твое дело!
—  Нет, сударь, хорошо, да не так.
—  А как?
—  Шел я мимо попова двора, выскочили собаки, я бежать — и рассыпал горох. Горох раскатился и редок уродился.
—  Худо же твое дело!
—  Худо, да не так!
—  А как?
—  Хоть редок, да стручист.
—  Хорошо же твое дело!
—  Хорошо, да не так!
—  А как?
—  Повадилась по горох попова свинья, все изрыла-перепортила.
—  Худо же, Афонька, твое дело!
—  Нет, сударь, худо, да не так.
—  А как?
—  Я свинью-то убил, ветчины насолил.
—  Эй, Афонька!
—  Чего извольте?
—  С чем ты обоз пригнал?
—  Два воза сена, сударь, да воз лошадей.
—  А коня моего поил?
—  Поил.
—  Да что же у него губа-то суха?
—  Да прорубь, сударь, высока.
—  Ты б ее подрубил.
—  И так коню четыре ноги отрубил.
—  Ах, дурак, ты мне лошадь извел!
—  Нет, я ее на Волынский двор к собакам свел.
—  Ты, никак, недослышишь?
—  И так коня не сыщешь.
—  Жену мою видел?
—  Видел.
—  Что ж, хороша?
—  Как пестра!
—  Как?
—  Словно яблочко наливное.
Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки».

Арысь-поле

У старика была дочь-красавица, жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Невзлюбила она падчерицу, пристала к старику:

—  Прогони ее из дому, чтоб я ее и в глаза не видела.

Старик взял да и выдал свою дочку замуж. Живет она с мужем да радуется, и родился у них мальчик.

А ведьма еще пуще злится, зависть ей покоя не дает; улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала в дремучий лес, а в падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила ее вместо стариковой дочери.

Так все хитро сделала, что ни муж, ни люди — никто обмана не заметил. Только старая мамка одна и смекнула, а сказать боится.

С того самого дня, как только ребенок проголодается, мамка понесет его к лесу и запоет:

—  Арысь-поле! Дитя кричит,
Дитя кричит, пить-есть хочет.

Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит; после наденет опять шкурку и уйдет в лес.

«Куда это мамка с ребенком ходит?» — думает отец. Стал за нею присматривать и увидал, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку, стала кормить малютку.

Отец подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее.

—  Ах, что-то дымом пахнет; никак, моя шкурка горит! — говорит Арысь-поле.

—  Нет, — отвечает мамка, — это, верно, дровосеки лес подожгли.

Шкурка сгорела, Арысь-поле приняла прежний вид и рассказала все мужу.
Тотчас собрались люди, схватили ведьму и прогнали ее вместе с ее дочерью.

Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки».