Словарь непереведенных слов (Маори)
Аитанги - демоны, обитающие на деревьях, "лесовики", наделенные бессмертием.
Ао-марама - мир света и живых людей.
Арики - вождь, глава, предводитель.
Атуа - божество, демон, сверхъестественное существо.
Ваируа - душа умершего человека, покинувшая тело, призрак, дух.
Каинга - неукрепленная, "мирная" деревня.
Каракиа - заклинание, заговор, заклятие.
Каури - высокое прямоствольное дерево, имеющее много смолы.
Кехуа - призрак.
Кива - бог океана, одно из семидесяти главных божеств маори.
Киви - бескрылая птица, эмблема Новой Зеландии.
Ко - палка-копалка.
Куиа - старая женщина, бабушка.
Кумара - сладкий картофель, батат.
Маеро (маероеро) - дикое существо с длинными волосами, бродящее в одиночку по лесам.
Макуту - магия, волшебство.
Мана - магическая сила, которой наделены боги и иногда люди.
Марае - двор, место общественных собраний в деревнях маори.
Мата - обсидиан, вулканическое стекло.
Мере - палица из дерева, камня, нефрита или кости.
Па - укрепленная деревня, крепость.
Пакеха - белые люди; новозеландцы немаори.
Парехе - сказочные обитатели леса.
Патупаиарехе - оборотни со светлыми волосами и белой кожей.
Пои - легкий шарик на веревке, который вращают в такт песни или танца; женский танец с таким шариком.
Понатури - сонм демонов, живущих в воде, "водяные".
Пукеко - султанская курица.
Похутукава - дерево из семейства миртовых с ярко-красными цветами.
Рангатира - знатный человек, племенная знать.
Рарохенга - нижний мир, где обитают души умерших.
Реинга - мир, где души умерших прощаются с миром света, маорийское "чистилище".
Табу - священный запрет.
Тава - вечнозеленое дерево, произрастающее в Новой Зеландии.
Таиаха - палица, украшенная пучком красных перьев или собачьей шерстью; боевое оружие и знак отличия вождя.
Танги - обряд оплакивания покойника.
Танифа - чудовище, способное принимать разные обличья.
Тоуа - вооруженный отряд, боевая дружина.
Текотеко - резная фигурка человека, украшавшая обычно маорийский дом. Укреплялась под стропилами крыши.
Тини-о-хакатури - слуги бога Тане, охранители лесов, способные принимать облик птиц.
Тоа - воины.
Тохи - обряд, который жрец-тохунга совершает над новорожденным, после того как у младенца отпадает пуповина; маорийское "крещение".
Тохунга - жрец, колдун, маг; умелый человек, мастер своего дела.
Туреху - "живые мертвецы", обитатели нижнего мира, демоны, способные приходить в мир живых.
Тупуа или типуа - злые демоны, способные превращаться в горы, скалы и т. д. или в живые существа (рыб, птиц).
Тута - человек низкого происхождения.
Уму - земляная печь, в которой маорийцы приготовляют пищу.
Фаре - дом, хижина.
Хака - мужской военный танец,
Хапу - семейный клан, одна из основных ячеек племени маори.
Хинау - порода деревьев, распространенная в Новой Зеландии.
Хине - девушка, женщина; полинезийская Ева, первая женщина; самое распространенное женское имя в маорийском фольклоре.
Гхаты - спуски к воде свящ. рек и озер, часто ступенчатые, украшенные изображениями божеств, святых, мемориальными комплексами (чхаттри). Многие реки и озера в Индии считаются священными. Естественно, что спуски к воде посещаются паломниками. По утрам на Г. совершаются обряды поклонения реке, солнцу. Паломники совершают омовение, тем самым освобождаясь от грехов, набирают воду свящ. рек и озер в кувшины, чтобы забрать их с собой. Некоторые спускаются по Г., чтобы закончить жизнь в водах свящ. реки, обычно Ганги, и тем добиться "освобождения" (мукти). Наиболее известные Г. находятся в священных городах: Матхуре на р. Джамна (Ямуна), Каши (Варанаси) на зап. берегу Ганги; в г. Пушкар (на берегах свящ. озера Пушкар в Раджастхане). Некоторые Г., такие, как Маникарника гхат и Харишчандра гхат в Каши, служат местом кремации. В честь выдающихся людей, кремированных на этих Г., установлены памятники. Некоторые Г. или участки Г. принадлежат частным лицам, известны также Г., принадлежащие не индусам, а джайнам, как, например, Бачрадж гхат в Каши.
И. Котин
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.
Висакха Буча (Visakha Bucha) — один из самых значительных религиозных праздников, отмечается на 15-й день четвертого лунного месяца. Празднование проводится в честь рождения, просветления и кончины Будды. Таиланд — буддийская страна, а Его Величество Король выступает гарантом всех религий, поэтому этот день широко празднуется по всей стране. Повсюду развиваются религиозные флаги. По всей стране проводятся религиозные церемонии, в ходе которых отдается дань уважения религиозным святыням. В сельской местности люди встают ранним утром, чтобы приготовить еду и сладости для монахов, а на рассвете направляются к близлежащему храму, где и проводят большую часть дня, принимая участие в религиозных ритуалах.
Основные события разворачиваются вокруг храмов. Здесь в течение целого дня люди слушают проповеди, а к вечеру принимают участие в свечной процессии, во время которой они обходят главную храмовую часовню три раза. Во время процессии каждый держит в руках цветы, три благовонные палочки и зажженную свечу, что символизирует три святыни (Будду, его Учение и его Последователей).
В честь этого праздника в провинции Накхон Патом, в храме Путта Монтон, где установлена статуя Идущего Будды, проводится главная религиозная церемония. Здесь свечная процессия обычно возглавляется одним из членов королевского семейства. Буддисты из близлежащих и других провинций тоже принимают участие в процессии, а некоторые из них слушают проповеди или даже проводят время за медитацией.
Дхоби (Dhobî) — индийская каста, занимающаяся стиркой белья. Даже самые бедные индусы не моют белья и платья, а отдают его в мытье Дхоби за известную плату.
Бетéль (лат. Píper bétle) — вечнозелёное многолетнее растение рода Перец. Листья имеют лекарственные свойства и используются как специи.
В Индии и Непале очень популярно жевание листьев бетеля. Они оказывают слабое, но достаточно ощутимое наркотическое действие. Из листа делают сверток, внутри которого находятся орех арека, известь (чтобы стимулировать выделение слюны), пряности и другие местные ингредиенты. Бетелевую жвачку жуют сразу же или закладывают между щекой и десной, где она может находиться в течение нескольких часов, даже во время сна.
Впервые подробно описали обычаи подавать и жевать бетель португальцы, добравшиеся до побережья Индии в 1498 г. Португальцы, обосновавшись в Гоа в 1511 г., быстро пристрастились к бетелю. Уже в 1513 г. губернатор Португальской Индии Альфонсу де Албукерки жаловался, что у его соотечественников «полно бетеля и черных женщин». Местные женщины «жевали бетель с утра до вечера и не могли ни дня без него обойтись»; очевидно, они приучали к этому и своих мужей. Позднее в Нидерландской Индии именно эта привычка отделяла вновь прибывших голландцев от живших там давно. Прародиной бетеля является Юго-Восточная Азия. Оттуда он распространился в Индию. Популярность бетеля объясняется многими причинами. Во-первых, Piper betle растет в районах с влажным жарким климатом; там он дешев и доступен для всех. Во-вторых, ингредиенты бетелевой смеси обладают особыми свойствами, в частности, способностью успокаивать чувство голода и боль, повышать настроение, вызывать прилив бодрости. Бетель давали мальчикам перед обрезанием, вдовам - перед тем, как отправить их на погребальный костёр (обычай «сати»). Согласно индийскому медицинскому трактату I в. н.э., бетель «очищает рот, придает ему сладкий аромат, красоту, очищает и укрепляет голос, язык и зубы, челюсти и органы чувств, и вообще защищает от болезни». В трактате IV в. н.э. перечислены 13 свойств бетеля. Он острый, горький, пряный, сладкий, соленый, вяжущий; он изгоняет ветры, убивает глистов, убирает слизь, ослабляет дурные запахи, украшает рот, способствует очищению и разжигает страсть. Данные науки впоследствии не подтвердили многие из этих положений, в том числе свойства укреплять зубы, десны и придавать рту приятный запах. Без надлежащей чистки зубы любителей бетеля чернеют и покрываются зубным камнем, десны воспаляются. Медики изучают возможную взаимосвязь бетелевой смеси с раком полости рта. Бетель вызывает чувство эйфории и действует во многом подобно никотину. Тяга к бетелю бывает не менее сильна, чем к табаку и к наркотикам. Бетель окрашивает слюну в красный цвет. Отказ от бетеля символизировал состояние траура. Отказ взять бетель из личного сосуда владельца расценивался как оскорбление. Соответственно, принимая местных правителей у себя, европейцы вынуждены были придерживаться местного этикета. Совет по делам Индий разрешил генерал-губернатору Нидерландской Индии приобрести официальный прибор для бетеля. В Индии используют сушеный арековый орех, который дробят специальными резаками; иногда его варят в молоке или сиропе, окрашивают в разные цвета. Лист бетеля мажут известковой пастой. Известь делают из мела, коралла, морских раковин, пережженных в печи при температуре 1000 градусов, гасят водой, толкут в порошок; к ней можно добавить кокосовое масло и сливки, сыворотку, сахар. Вкусовыми добавками служат: паста из бобов акации и орехов арека, содержащая придающий ей терпкость танин; листья табака в свежем, вареном и сушеном виде с добавлением благовоний и розовой воды. Кроме того, в бетель добавлялись укроп, куркума, шафран, тмин, кориандр, мускатный орех, имбирь, кардамон, корица, гвоздика, семечки арбуза и огурца, ментол, сахарный сироп, розовая вода, мятная эссенция, кокосовая стружка, леукофиллум (серебряная фольга), камфора (как афродизиак, вызывающий эйфорию), и др. Приготовление бетеля было превращено в искусство. На вкус, красоту и цену готового продукта влияли и эстетические его параметры - вид, цвет смеси. В Индии предпочитали нарезать лист бетеля кусочками треугольной формы. В Индии на выращивании бетеля специализируются касты бараи и торея, на продаже - тамболи. Они связывают это растение с культом змей; бараи верят, что королева нагов создала бетель из верхушки своего мизинца. В XVII в. англичане называли их бетелевые сады и огороды сатанистскими храмами. Этикет приготовления и подачи бетеля был очень сложен, особенно при дворах. Правитель, принимая послов, постоянно жевал бетель, и вокруг его трона располагались служанки с приборами. Передача бетеля придворным символизировала передачу ответственности. Нюансы этикета показывали отношение к посетителю: время предложения бетеля означало начало либо конец визита, количество - продолжительность беседы, способ передачи - из рук или на подносе - социальную близость или дистанцию, качество утвари - желательность гостя; не менее сложны нормы сплевывания слюны в специальные плевательницы. Угощение гостей бетелем из своего личного прибора или даже изо рта означало высшую степень благоволения. Дамам полагалось уметь изящно и красиво готовить бетель в присутствии своих возлюбленных, мужей и их родственников. Некоторые индийские касты разрешали жевать бетель только лицам, состоящим в браке, а неженатым брахманам, студентам, аскетам, овдовевшим — запрещали. В Индии бетель включен в число восьми жизненных удовольствий, к которым относили также притирания (мази), благовония (ладан), женщин, музыку, постель, пищу и цветы. Дома бетель ныне готовят реже и с меньшими формальностями. Зато в ресторанах после еды подают экзотические жевательные смеси, а уличные торговцы предлагают бетель разного состава, в том числе местные варианты «фаст фуд» (с ареком машинного помола, ментолом и пр. в промышленных упаковках).