Мулла Таппак

Было так или не было, но в давние времена жили старик со старухой. Были они очень бедны. Случилось как-то, что у них в доме не осталось даже куска хлеба. Проголодав целых три дня, старуха не выдержала, пошла к соседям и наелась. Тут она вспомнила о муже и припрятала для него за пазухой лепешку.

Возвратившись домой, старуха сказала:

- Вот, возьмите покушайте, но что мы будем делать? Вы не работаете, я не работаю. Так можно и с голоду умереть.

Долго думала старуха и придумала:

- Хотя вы и неграмотный,- заявила она старику,-но я вас сделаю домуллой. Будете лечить молитвой больных и гадать. Надену я на вас чалму, дам в руки четки и посажу в углу на подстилку. Ваше дело - только сидеть, перебирать четки и бормотать молитвы.

У соседки заболел ребенок, и она, взяв его на руки, зашла к старику и старухе. Смотрит, а в углу на подстилке сидит старик-сосед в белой чалме, с четками в руках и многозначительно сопит. Женщина удивилась и, прикрыв лицо полой камзола, спросила у старухи:

- Соседка, разве ваш муж домулла?

- Вай, разве вы не знали?-ответила жена старика.- Ведь мой муж - самый почтенный домулла. Но только никто не знал о его способностях.

- Тогда попросите его,- сказала соседка,- может быть, он вылечит моего ребенка?

Новоявленный домулла не заставил себя долго упрашивать, взял ребенка на руки и прочитал молитву. Случилось так, что ребенок тут же перестал плакать. Мать его очень обрадовалась, дала домулле немного мелочи и довольная ушла.

Поразительная весть о том, что старик лечит больных, облетела весь кишлак. С того дня они со своей старухой забыли, что такое нужда. Односельчане прозвали старика "Мулла Таппак" - находчивый мулла.

В один из дней падишах той страны потерял любимый перстень. Долго его искали, но так и не нашли. Рассвирепел падишах и объявил Первому визирю Вайджану:

- Как бы ни было, но ты должен найти мое кольцо, а не то не миновать тебе смерти.

Растерявшийся визирь созвал всех, кто только в городе носил звание домуллы, рассказал им о случившемся и потребовал, чтобы они нашли пропажу.

Но никто из них не смог найти перстень по той простой причине, что его украл сам визирь Вайджан.

Тогда падишах спросил:

- Не осталось ли еще какого-нибудь домуллы в городе?

Визирь встал с места и доложил:

- Кроме домуллы, по имени мулла Таппак, все здесь.

Услышав это, падишах приказал вызвать домуллу мулла Таппака.

Когда старика привели, падишах объявил ему:

- У меня пропал перстень. Если ты не найдешь его, прикажу снести тебе голову! Даю три дня сроку.

Растерялся старик, но видит - никуда не денешься. Тогда он попросил у падишаха:

- Пусть отведут меня в отдельную комнату и никого ко мне пускают.

Два дня провел в этой комнате старик и на третий день пришел к мысли, что все равно не миновать ему позорной смерти. Застонал он и качал бить себя в грудь, приговаривая: "Вай, джан! Увы. душа моя! Теперь ты попался!"

А визирь все ходил мимо двери той комнаты и подслушивал. Услышав, что старик бьет себя в грудь и приговаривает: "Вай джан, вай джан, теперь ты попался!" - визирь ужаснулся и подумал: "Он отгадал и что мое имя Вайджан, и что кольцо у меня. Если я не полажу с этим домуллой, мне не сдобровать!".

Поспешно визирь зашел к домулле, подробно рассказал о пропаже и, показав ему перстень, спросил:

- Что же теперь будем делать?

Старик от радости растерялся, но, подумав, задал вопрос:

- У падишаха есть куры?

- Кур много, но что мы будем с ними делать?-отвечал с удивлением визирь.

- Принесите мне одну меченую курицу, а все остальное я сам улажу.

Визирь принес меченую курицу. Старик залепил перстень в хлебный мякиш и бросил курице. Она проглотила его. Тогда старик приказал визирю отнести курицу в курятник.

На следующий день падишах вызвал старика и потребовал ответа.

- Кольцо в зобу одной из ваших кур,- заявил старик.- Пусть мне покажут их.

Стали показывать ему кур. Когда очередь дошла до меченой курицы, старик приказал поймать ее и отрубить голову. Вскрыли зоб, смотрят, а там перстень.

Падишах очень обрадовался и, щедро наградив старика, отпустил домой.

Так домулла Мулла Таппак со своей хитрой женой разбогатели и зажили припеваючи.

Узбекские народные сказки. В 2-х томах. Том II. // Перевод с узбекского. Сост. М.Афзалов, X.Расулов, З.Хусаинова. Изд-во «Литература и искусство», 1972 — с. 584

Сапожник и шах

Был или не был, голодный или сытый, но в давние времена одним городом правил шах Валихан. В том городе жил бедняк-сапожник, по имени Халдар.

Как-то шах сказал себе:

- Я хочу установить справедливость. Похожу-ка я по улицам города, послушаю, что говорит народ. Узнаю, чего хотят люди, какие у них заботы.

Как только наступал вечер, шах надевал старые одежды, повязывал голову изодранной чалмой и под видом бедного человеку ходил среди людей, слушая, о чем говорит народ. Однажды поздно ночью царь проходил через квартал кустарей и вдруг услышал пение, доносившееся из одной маленькой лавчонки. Он тихо подошел и заглянул в щелку.

Видит - на очаге в котле кипит что-то, а какой-то человек под бульканье варева танцует и поет:

 Кипи, мой плов, кипи, 
 Бульк-бульк, бульк-бульк. 
 Кипи, мясо, кипи, морковь, 
 Кипи, мой плов, кипи, 
 Бульк-бульк твой голос, 
 Кипи, мой плов, кипи, 
 Твой голос пьянит меня, 
 Твой запах пьянит меня. 
 Кипи, мой плов, кипи...

Долго смотрел удивленный шах, долго слушал и решил:

"Узнаю-ка я, почему этот человек так делает?.

Поднял он свой посох и постучал в дверь лавки. Пение прекратилось, и голос изнутри спросил:

- Кто это стучит?

Шах ответил:

- Это я, странник Шогариб. Открой дверь!

Дверь открылась, и шах увидел, что это лавка сапожника, который занимается починкой старой обуви.

- Кто ты и о чем это ты сам с собой говоришь? - спросил шах.

- Э, Шогариб! Я сапожник Халдар,- сказал сапожник.- Семьи, детей у меня нет. Я сам себе голова. Каждый день я зарабатываю себе на плов. Вечером я разжигаю огонь в очаге и готовлю себе сам. Пока плов варится, я танцую и пою. В царствование шаха Валихана нам, беднякам, не осталось другой радости.

Услышал эти слова шах и удивился:

- А разве ты не можешь больше работать и зарабатывать больше денег?

Сапожник ответил:

- Э, нет! Что самое трудное в наши времена? Самое трудное - налоги шаха Валихана. Буду я больше работать - будет больше и налог. С меня хватит, если я зарабатываю себе на плов!

Шах сказал:

- Конечно, говорят: будь доволен тем, что имеешь. Ну, а вдруг шах Валихан запретит тебе чинить обувь. Как ты будешь тогда жить?

- Что за дело Валихану до нашего ремесла.? Ну а если запретит, что поделать? Не пропаду. Говорится же: раб не умрет, что ему положено, не иссякнет. Да и какая вам забота, садитесь лучше, вместе поедим плова.

Он усадил шаха на тощую подстилку, полил ему воды на руки и поставил на дастархан блюдо с пловом.

Они поужинали. После этого шах ушел.

А сапожник, проговорив: "Слава аллаху, сегодняшний плов я съел вместе с Шогарибом",- улегся спать.

Проснувшись утром, шах подумал: "А ну-ка я запрещу заниматься починкой обуви, посмотрим, как ты проживешь?"

Позвал он визиря и велел объявить всенародно: "В моем городе приказываю всем носить только новую обувь. Старую обувь не носить. Никто не смеет заниматься починкой обуви. Если кто ослушается, дом его будет разграблен, а сам он брошен в яму".

Визирь написал приказ. Шах подписал и приложил печать. Глашатай ходил по улицам и читал зо всеуслышание приказ шаха.

Сапожник Халдар, услышав приказ царя, удивился:

- Что-то не так. Не успел я поговорить с Шогарибом, и вот уже шах запретил заниматься починкой обуви. Но ничего не поделаешь, потерплю. Говорят: "Терпение - желтое золото".

Сложив вчетверо одеяло, он лег и проспал до вечера.

Перед закатом солнца он поднялся с постели и сказал себе: "Теперь вскипячу чай, погрызу сухие хлебные корки".

Тут же он пошел к соседу попросить огня. Переступив порог его дома, он увидел, что жена соседа обнимается с каким -то джигитом.

Джигит испугался и стал умолять Халдара:

- Никому ничего не говорите!

При этом он достал из кармана червонец, сунул в руки сапожнику, а сам убежал.

Халдар подумал: "Аллах послал мне эти деньги".

Тотчас же он сбегал на базар, купил мяса, сала, рису, моркови, луку и две лепешки. Вернувшись домой, он тотчас же принялся готовить плов.

Вечером шах Валихан сказал себе:

- Пойду-ка я посмотрю, как себя чувствует сапожник.

Подошел он к лавчонке Халдара и слышит: опять кипит плов, а сапожник под его бульканье поет и танцует...

Удивился шах и постучался в дверь.

Халдар тотчас же отозвался:

- Эй, кто там? Разве так можно стучать? Прямо весь дом разломал мне!

- Это я, Шогариб,- сказал шах.

Сапожник открыл дверь и пригласил шаха войти:

- Э, Шогариб, пожалуйста!

- Что это вы делаете?- спросил Валихан.

- Радуюсь, как булькает и кипит плов, вот и танцую. А ты прервал мой танец.

- Я слышал, что шах Вал и хан запретил сапожникам заниматься починкой обуви. Все сапожники кричат "Вай, дод!" Откуда вы достали деньги?

Сапожник Халдар в ответ сказал:

- Услышав, что шах Валихан запретил нам, сапожникам, чинить обувь, я лег спать и проспал до вечера. Проснувшись, я пошел к соседу за огнем и застал его жену с чужим джигитом. Джигит убежал, сунув мне в руку червонец. Я решил, что аллах не забыл меня, и, пойдя на базар, купил все, что нужно. Если бы жена соседа не любезничала с джигитом, откуда бы взялся этот плов?

- Ой-ой!-воскликнул Валихан.- Если до ушей шаха дойдет, что ты взял деньги от развратника и прелюбодея, что ты скажешь?

Сапожник Халдар возразил:

- Э-э, послушай, Шогариб, эти слова я, кроме тебя, не говорил никому. Если ты не пойдешь к шаху и не донесешь, то кому же больше донести?

На это Валихан смиренно сказал:

- Ну, куда такому бедняку, как я, Шогариб, разговаривать с царем. Я даже мимо дворца ходить не смею. Но не забывай, мой друг Халдар,- уши у шаха всюду, стены вашего дома тоже имеют уши.

Тем временем плов поспел. Халдар вдвоем с Валиханом поели, напились чаю, после чего гость поблагодарил и ушел.

Наступило утро. Было время первой молитвы. Сапожник Халдар еще не проснулся, как вдруг в его дверь постучали. Халдар вскочил и, открыв дверь, увидел перед собой самого шахского палача.

Грозно он заявил:

- Тебя зовет шах Валихан! Иди передо мной и не оборачивайся.

Колени у Халдара задрожали, и он взмолился:

- Я же ни в чем не виноват! Не ведите меня!

Но шахский палач схватил его за шиворот и потащил во дворец.

Шах Валихан сидел на высоком троне, и сапожник Халдар не смел даже поднять на него глаза.

- Ну, изменник!- грозно проговорил Валихан.

- Господин! Я не изменял вам.

Шах сказал:

- Ты изменник, ты вмешивался в государственные дела и брал у людей взятки.

- Э, господин, я не брал взятки,- возразил Халдар.

Шах Валихан тогда спросил:

- Если ты не берешь взятки, откуда же у тебя плов?

- Вы запретили нам, сапожникам, чинить старую обувь и лишили меня заработка. Но аллах помог мне. Когда я застал жену соседа с джигитом, он перепугался и, убегая, сунул мне в руку один червонец. На эти деньги я сварил плов и поел.

- Пресекать такой разврат. - дело государя,-грозно объявил шах.- Ты был свидетелем прелюбодеяния, но не донес об этом, а сам проел взятку. Ты виновник!

Сапожник Халдар перепугался, что царь теперь предаст его казни.

Но шах Валихан только усмехнулся:

- Чтобы искупить эту свою вину, будешь в течение года караульщиком у моих дверей.

Халдар подумал:" Слава аллаху, я остался жив. Ну что же, караулить так караулить". Вслух только сказал:

- Повинуюсь, господин!

Шах собственноручно дал сапожнику саблю и приказал:

- Иди вон к тем воротам и стой там. Если придет вор, заруби его!

Сапожник Халдар до вечера стоял на страже. Никто не позаботился о нем и не дал ему еды. Он сильно проголодался.

Вечером шах опять призвал его к себе и, показав на большого коня, повелел:

- Отведи коня к себе домой, дай ему меру зерна и три снопа клевера, а утром опять приведи сюда.

Сапожник Халдар сел верхом на коня и уехал.

Ехал он и думал: "Неужели слуга шаха должен работать голодным? Мало что сам от голода еле ноги передвигаешь, еще приказано накормить коня. Где я достану меру зерна и три снопа клевера?"

По дороге Халдар заложил мастеру решет саблю за два рубля.

На эти деньги он накупил все, что нужно было для плова, а также два снопа клевера и четверть меры зерна и вернулся домой. Задав корм коню, он нарезал мясо, сало и принялся готовить плов.

Вечером шах Валихан сказал себе:

- Весь день я держал сапожника голодным. К тому же я дал ему своего коня и приказал накормить. Пойду-ка я и погляжу, что сегодня будет делать сапожник.

Он пошел ночью к Халдару. Слышит, в лавке снова кипит плов, а хозяин весело- распевает:

 Кипи, мой плов, кипи! 
 Царская сабля, кипи! 
 Кипи, мой плов, кипи!

Шах засмеялся и постучал в дверь.

- Кто ты?-спросил Халдар.

- Я Шогариб!- ответил шах.

Сапожник открыл дверь. Валихан вошел. Сапожник поздоровался с ним, усадил на подстилку.

Шах спросил, как идут дела.

Сапожник начал рассказывать:

- Э, Шогариб, я сегодня едва избежал верной смерти. Утром царский палач погнал меня во дворец. Шах придрался ко мне: "Ты взятку взял. Сейчас тебе снимут голову". И меня чуть взаправду не казнил. Потом, не знаю почему, аллах вселил в шахское сердце милосердие и он назначил меня охранять его дверь. До вечера я стоял на страже. Ни один человек не подошел и не спросил: "Что ты тут делаешь, не голоден ли ты?" А я поистине очень проголодался. Вечером шах дал мне своего коня и приказал: "Веди его домой, накорми его и клевером и зерном". Что я мог делать, когда дома у меня нет и ломаного гроша? Я заложил шахскую саблю мастеру, купил все для плова, коню зерна и клевера.

Шах Валихан выслушал сапожника и удивился:

- Хорошо! Вот вы заложили саблю. Завтра вы встанете охранять дверь, и вдруг явится вор, а шах вам скажет: "Заруби вора!" Что вы тогда будете делать?

- А об этом не заботьтесь,- беззаботно заявил Халдар.- Давайте есть плов. После ужина я вырежу из палки деревянную саблю и вложу в ножны.

Валихан и Халдар поели плова, выпили чаю. И гость, как обычно, ушел.

Утром сапожник вырезал из палки саблю, засунул ее в ножны и поехал во дворец.

Поставив коня перед шахом, Халдар поклонился и стал ждать.

Царь сказал:

- Иди к двери, если придет вор - руби!

"Вот беда, а вдруг придет вор, чем я его зарублю? Деревяшкой?!"- думал Халдар, и сердце его сильно колотилось.

Вдруг люди шаха зашумели: "Воров поймали!"

В залу ввели двух человек со связанными назад руками. Валихан сказал Халдару:

- Руби воров!

Сапожник, онемев от страха, не шевельнулся. Он думал: "Теперь меня казнят. Все равно, была не была". И он выхватил деревянную саблю из ножен, размахнулся и ударил вора по плечу. Сабля сломалась, и только эфес остался в руках сапожника.

При виде этого шах расхохотался. Придворные и приближенные катались от смеха по полу; не выдержав, вместе со всеми стали смеяться и воры. А бедный сапожник Халдар дрожал и думал: "Теперь мне смерть. Шах прикажет этим ворам "зарубите его сами!" И воры меня зарубят!"

Тут шах перестал смеяться и сказал:

- Ну, здравствуй, сапожник Халдар, живи долго. Я в восторге от твоего ума и находчивости. Бери - и конь твой, и сабля твоя! А теперь убирайся, пока цел.

Шах Валихан сам подсадил Халдара на коня и отправил из дворца.

Вознося сотни благодарений аллаху, что остался жив, Халдар приехал домой.

Привязав коня, он пошел на базар к торговцу решетами и продал ему саблю. На вырученные от продажи деньги он купил все для плова, а также клевер. Возвращаясь домой, он услышал, как глашатай, обходя базар, кричал:

- От благословенного шаха последовало разрешение сапожникам заниматься починкой старой обуви!

- Эх, благодарение аллаху! Я так и знал!- воскликнул Халдар и, вернувшись домой, принялся варить плов.

Ночью Валихан пришел к лавке Халдара. Слышит, в котле снова кипит плов, а сапожник, радуясь бульканью, поет и танцует.

Шах постучался, и, как всегда, Халдар спросил:

- Кто ты?

- Я Шогариб!- ответил Валихан.

Сапожник подошел, открыл дверь, шах вошел, сел и сказал:

- Мастер Халдар! Сегодня вы очень веселый!

- И не говорите!- ответил сапожник.- Сегодня со мной очень интересные дела произошли.

Он рассказал Шогарибу все, что случилось, и закончил словами:

- Раб не умрет; что ему положено-не иссякнет. Вот и сегодня у меня в котле кипит.

Поспел плов, они вместе поужинали.

Валихан заявил:

- Теперь я пойду! А вы спросите у какого-нибудь мудреца: кто лучше из нас двоих - ты или царь?

Сказал так шах Валихан и ушел.

Узбекские народные сказки. В 2-х томах. Том II. // Перевод с узбекского. Сост. М.Афзалов, X.Расулов, З.Хусаинова. Изд-во «Литература и искусство», 1972 — с. 584

Семь умников

Пошли как-то раз семь умников на базар поразвлечься, повеселиться.

Ходили, ходили и проголодались. Купили они в складчину семь корчажек кислого молока и семь лепешек, уселись в тенистом местечке и собрались позавтракать.

Хотели умники перед едой помыть руки, да оказалось, что поблизости нет воды. Тут старший из них распорядился: "Сбегайте на речку. Принесите ведерко".

Но с места никто не двинулся. Все сидели молча и только поглядывали друг на друга.

Старший умник рассердился:

- Эй вы, лентяи! Кто первый откроет рот и скажет хоть слово, хоть полслова, тот и пойдет за водой.

Умники сидели и молчали, Мимо проходил нищий и стал просить милостыню. Умники не ответили. Нищий, не долго думая, взял корчажку, съел кислое молоко и закусил лепещкой. Видит, никто ему ничего не говорит, тогда он принялся за вторую корчажку и за вторую лепешку. Так он съел все кислое молоко и все лепешки и даже крошки подобрал, а умники все молчали. Засмеялся тогда нищий, соскреб остатки кислого молока с доныщек корчажек, вымазал лица умникам и пошел своей дорогой.

Умники так и сидели молча. Прибежала бродячая собака, вылизала корчажки, а затем принялась облизывать по очереди лица умникам. Когда она дошла до лица старшего умника, язык ее попал ему в рот.

- Пошла!- вскрикнул старший умник.

- Вставай, бери ведерко, принеси воду!- закричали остальные умники.

И только тут увидели они, что не осталось ни лепешек, ни кислого молока.

 Узбекские народные сказки. В 2-х томах. Том II. // Перевод с узбекского. Сост. М.Афзалов, X.Расулов, З.Хусаинова. Изд-во «Литература и искусство», 1972 — с. 584

Два дурака

На улице около мечети сидели два приятеля. Мимо проезжал всадник. Поравнявшись с ними, он поздоровался. Оба они ответили ему на приветствие.

Когда всадник отъехал немного, приятели заспорили.

- Почему ты ответил на его приветствие? Ведь он со мной поздоровался!-сказал один другому.

- Да нет же, он поздоровался со мной,- возразил егу другой.

Спорили-спорили прлятели и наконец решили спросить звсадника, кому он поклонился, но тот отъехал уже далеко. Тогда приятели бросились вдогонку. Запыхавшись от быстрого бега, они остановили зсздяика среди дороги и, еле переводя дух, спросили в один голос:

- Скажите нам, с кем вы поздоровались?

"Вот дураки-то",-усмехнулся проезжий, а вслух сказал:

- Кто из вас дурак, с тем я и поздоровался.

Тогда один из приятелей поспешно сказал:

- Я дурак.

А вот я дурак так дурак, совсем не такой, как он,-похвастался другой приятель.

Всадник, еле сдерживаясь от смеха, сказал:

- В таком случае расскажите мне, только по порядку, сначала один, что он за дурак, а потом другой.

И вот первый приятель начал рассказывать:

- Когда-то я был в школе учителем. Однажды дети, заглянув в корчагу с водой, увидели там свое отражение. Подбежав ко мне, они сказали: "Смотрите, господин учитель, какие-то мальчишки залезли в корчагу и испоганили воду". Я рассердился и пригрозил: "Вот я им сейчас задам. Пойду и отлуплю их, а вы караульте здесь. Если только кто- цибудь высунет голову из корчаги, налетайте на него и бейте". Подошел я к корчаге, посмотрел - сверху ничего не видно. Воды было мало, я засунул голову в отверстие, смотрел, смотрел - нет никого. Но как только я поднял голову, ребята налетели на меня и давай бить чем попало. Вот я все время теперь и думаю: "Дурак я, что не сказал тогда детям - "Ведь я же ваш учитель!"

Когда он закончил свой рассказ, проезжий обратился ко второму приятелю.

Тот сказал:

- Однажды я заболел. Пришел лекарь, осмотрел меня и сказал: "Вам нельзя есть ни мяса, ни яиц, воздержитесь. Сорок дней кушайте только легкую пищу". Тридцать девять дней я строго выполнял наказ лекаря, воздерживался, терпел. На сороковой день домашние сварили на завтрак яйца и уговорили меня поесть. "Один день ничего не значит",- говорили они мне. Я соблазнился, облупил яичко и только что положил его в рот как вдруг приходит к нам лекарь. Я с перепугу заложил яйцо за щеку и сижу ни жив ни мертв. "Что это у вас щека распухла?"-спрашивает лекарь, а я испугался и подумал: "А вдруг лекарь узнает, что я нарушил сорокадневное воздержание, вот будет стыдно!" "У меня зуб разболелся, и от этого щека распухла",- ответил я ему. "Ай-ай-ай! Плохо дело!"-сказал лекарь, вынув из футляра острый ножик, и, не глядя уже в рот, он разрезал у меня десну так что кровь брызнула. Теперь как вспомню, так и ругаю себя: "Какой я дурак! Почему я тогда не сказал лекарю, что у меня за щекой было яйцо?"

Выслушав обоих приятелей, всадник сказал:

- Оказывается, вы оба - и тот и другой - настоящие дураки!

Стегнул он плеткой коня и поехал прочь.

Узбекские народные сказки. В 2-х томах. Том II. // Перевод с узбекского. Сост. М.Афзалов, X.Расулов, З.Хусаинова. Изд-во «Литература и искусство», 1972 — с. 584

Хитрый казий

Жил один шах. Имел он сына. Шах этот славился своей скупостью, а сын его, наоборот, был добрый и щедрый юноша. Однажды царевич подарил одному бедному человеку немного золота. Узнал об этом шах и стал упрекать царевича:

- Эх, сын мой! Вместо того, чтобы с народа деньги собирать, так ты раздавать их вздумал! Если так будешь делать, казна опустеет. Учись собирать деньги!

Выслушал царевич это наставление и ушел. А потом снова стал помогать людям. Разгневался шах и призвал сына к себе.

- Сын мой!- сказал он.- Что же ты советов моих не слушаешь?

Сын ему ответил:

- Отец! Ваши советы я слушаю внимательно, но когда я встречаю бедных людей, не могу я их не жалеть.

В гневе шах объявил:

He нужно мне такого сына, который советы мои мимо ушей пропускает!

И выгнал шах царевича из города.

Пошел царевич через горы, через степи и пришел в один город. Есть ему захотелось, но денег у него не было, а работать он, конечно, не умел; решил царевич просить подаяния. Ходил он из одной улицы в другую. Подойдет к калитке, постоит и дальше пойдет, а что говорить надо, не знает. Приближался час вечернего намаза. "Может быть, в этом доме мне что-нибудь подадут",- подумал юноша и постучался Б одни ворота. .,;... ;

- Кто там?-послышался из-за стены девичий голос.

- Это я!- ответил юноша.

Ворота приоткрылись, и выглянула девушка красоты необыкновенной. Юноша глянул на нее и упал без чувств. А когда он через некоторое время в себя пришел, видит, что лежит он в развалинах какого-то дома, и новый поясной платок на нем. Развязал царевич этот платок, посмотрел, а в платке три или четыре лепешки лежат и три-четыре золотые монеты. "Откуда они взялись?"- удивился юноша. А потом вспомнил, что с ним было, и подумал: "Наверно, их та девушка положила". Захотелось ему опять эту девушку увидеть, и решил он жить в развалинах, выжидая удобного случая, чтобы встретиться с красавицей.

Пусть царевич живет в развалинах, удобного случая ждет, а вы послушайте про другое.

Как-то в полночь городской казий возвращался из гостей и, проходя мимо тех развалин, услышал какой-то ' голос. "Кто может здесь; быть?- подумал казий.- Да и голос какой-то странный, не похожий на человеческий, как же я здесь пройду?" От страха у него сердце забилось, ноги подкосились. Начал он про себя молитвы шептать, подбодрил себя и быстрей зашагал. Только вдруг показалось ему, что на улице что-то чернеет. Стал он приглядываться - ничего на улице нет. Так он кое-как домой добрался.

Взял утром казий слугу и пошел в развалины. Пришел, видит - там какой-то юноша сидит, волосами оброс, на юродивого похож. Казий его спрашивает:

- Дитя мое, откуда ты появился, что ты здесь делаешь?

А юноша подумал, что это пришел отец той девушки, которая ему ворота открывала, и отвечает почтительно:

- Я из другой страны, никого у меня в этом городе нет, вот и сижу здесь уже три месяца.

- В таком случае,- говорит казий,- иди ко мне служить. Кормить тебя буду, а время придет - и женю тебя.

А юноша все время только и думал об этой девушке. "Если даже он и не женит меня на ней,- говорит он сам себе,- так я хоть издали на нее смотреть буду, и то хорошо!"- И отвечает казию:

- О, я очень хотел бы служить вам!

И стал царевич жить в доме казия. Хоть целый день он работал и : очень уставал, но по ночам спать не мог до самого рассвета. Заметил это казий и решил: "Вероятно, у этого юноши есть какая-то тайна",- и как-то спросил его:

- Сынок, почему это ты по ночам не спишь, ходишь до самого рассвета?

Тут юноша рассказал про девушку.

- Не беспокойся, сынок,- говорит ему казий.- Потерпи немного, а я какую-нибудь хитрость придумаю.

Прошло десять дней. Казий привел царевича в один дом, переодел его в богатую одежду и говорит:

- Сынок, здесь для тебя конь приготовлен. Садись на него и возьми это письмо. Оно написано отцу твоей любимой от имени шаха. Я пойду к отцу девушки, а через некоторое время ты прискачешь туда на коне. Сделаешь вид, будто ты меня никогда не видел, и передашь мне в руки письмо, а я уж знаю, что дальше делать.

В полдень царевич, как договорились, прискакал на ксне и постучал в ворота того самого дома, где жила красавица. Отец девушки, как увидел, что у его ворот остановился такой важный и нарядный джигит, испугался, скорей его в дом пригласил. А казий, который уже там был в гостях, говорит:

- Добро пожаловать, царевич! Каким ветром вас сюда занесло?

И посадил юношу рядом с собой. Царевич передал ему письмо. Казий прочитал и поблагодарил его вслух: "Спасибо, царевич, спасибо!", а потом передал письмо отцу девушки. Тот с большим уважением прочитал его и стал для всего города плов готовить.

Когда пришла пора жениху идти к невесте, подошел к нему казий и говорит:

- Вы пока в михманхане посидите, подождите меня, а я схожу домой, принесу вам красивое платье. Наденете его, и я сам вас благословлю.

Удивился юноша и думает: "Есть же на свете такие добрые люди, как этот казий. Век не забуду его доброты, хотел бы я до самой смерти служить ему!" В полночь пришел казий, принес узелок и говорит:

- Вот, надень эти священные одежды и иди к невесте!

Юноша торопливо снял с себя одежды, которые на нем были, связал их в узел и отдал казию. Казий быстренько пробормотал: "Соста-: риться вам, не разлучаясь! Аминь! Велик аллах!"- взял узел и ушел. Юноша развязал узел, чтобы надеть новое платье, и вдруг видит, что казий принес ему его старые лохмотья. От удивления юноша обмё?и- холодным потом покрылся. Но делать нечего - надел он свое старое тряпье и пошел к невесте.

Девушка видит, что перед ней опять стоит тот нищий, который хлеба просил, и удивляется:

- Как вы сюда попали?

Юноша рассказал девушке все, что с ним случилось. Девушка ответила, что она полюбила его еще тогда, когда он хлеба просить приходил.

- Не волнуйся,- сказала девушка.- Я все время думала, как бы тебя разыскать, но на мое счастье ты сам пришел.

Прошло несколько дней, и красавица говорит царевичу:

- А этого казия я все-таки проучу. И сама над ним посмеюсь, и другим людям его на посмешише выставлю.

Она нарядилась, нарумянилась, брови подкрасила, накинула паранджу с чачваном и отправилась в дом казия. Казий сидел в михман- хане, а красавица, поскрипывая каушами, прошла мимо него во внутренний двор, в ичкари. "Поразительно!- всплеснул руками казий.- Если походка у нее такая, какая же должна быть она сама?"

В это время жена царевича вернулась из ичкари и говорит:

- Ассалам алейкум, господин казий! Я не разобралась сразу и в ичкари прошла.

Казий заволновался, засуетился и говорит:

- Ваалейкум ассалам, дочь моя! Зачем пришла ко мне?

- У меня к вам жалоба есть,- отвечает жена царевича.

- Говори, дитя мое, какая у тебя жалоба?- спрашиваёт казий.

- Я дочь уста Алаведдина, который маслом торгует, и отец и мать меня очень любят. И потому, хоть и многие приходят меня сватать, отец и мать говорят им: "У нашей дочери голова плешивая, глаза у нее слепые, уши глухие, ноги больные, руки кривые, ничего она делать не может".

Сваты говорят: "Такую невесту нам не надо",- и уходят. А мать только шутит и говорит мне: "Я из тебя, доченька, себе под голову подушку сделаю". Я для виду смеюсь, а в душе у меня все горит. А знаете, у моего дяди есть сын. Плешивый такой, лодырь, грязнуля. И вот узнала я, что меня за него хотят замуж выдать. Поэтому и пришла к вам жаловаться.

- Сколько тебе лет, дочь моя?-спрашивает казий.

- Мне уж восемнадцать лет, господин казий!-отвечает жена царевича. !

Ай, ай, ай!- качает головой казий.- А по шариату девушек с двенадцати лет выдавать замуж можно. Ладно, я сам поговорю с твоим отцом.

- Поговорите, господин, поговорите,- просит жена царевича.- А чтоб вы не сомневались, посмотрите:- вот какие у меня глаза, какое лицо, какие руки!

Приподняла она чачван и показалась казию.

Как увидел казий ее белые руки, ее ясное как месяц лицо, растерялся, задрожал, застонал и говорит:

- Дочь моя, я обязательно поговорю с вашим отцом, а кроме того, у меня и к вам есть просьба, выслушайте ее!

- Какая просьба?- спрашивает жена царевича.

- Хочу служить вам, всю жизнь свою вам отдать!- лепечет казий.

- Ну что ж, на это я согласна,- отвечает жена царевича. - Только я поставлю вам три условия. Первое условие - разведитесь с женой, потому что на втором месте быть я не согласна, во-вторых, запишите ваш дом и землю вашей нынешней жене, а третье условие - купите для Меня хороший дом.

Казий согласился на все эти условия и поклялся их выполнить.

- До свидания!- сказала жена царевича, открыла дверь, а потом повернулась, засмеялась и говорит казию:

- Только смотрите не передумайте после разговора с моим отцом!

- Нет, нет,- уверяет ее казий.- Что бы мне ни наговаривали про вас, никому не поверю. Сделаю все, как вы сказали.

Встал казий и пошел к жене в ичкари. Жена его с места поднялась, чтоб ему тюфячок постелить, а он ей и говорит:

- Знаешь, жена, развожусь с тобой, больше с тобой жить не буду.

- Ой, вай!- заголосила жена казия.- Что это вы говорите? Лучше б мне умереть на этом месте!

Сын казия тоже в ужас пришел:

- Что это вы, отец, надумали? - спрашивает.

- Развожусь с твоей матерью, дело решенное!-говорит ему казий.

Сейчас же он пошел к себе в канцелярию, заставил своих писарей написать бумагу о разводе. Потом казий сказал, чтобы они написали другую бумагу, что он свой дом и землю передает жене. Покончив с этими делами, казий позвал к себе торговца маслом уста Алаведдина; "Зачем я ему понадобился?- забеспокоился уста Алаведдин.- Наверно, торопить будет, чтобы я ему скорее долг отдал". Но казий встретил его с большим почетом, как близкого друга. Угощение перед ним поставил, а потом исподволь разговор завел:

- Уста Алаведдин, у меця к вам просьба есть.

"Ну вот, сейчас он у меня долги потребует",- думает Алаведдин, ко, делать нечего, отвечает:

- Слушаю вас, господин. Я всегда готов вашу просьбу выполнить.

- Примите меня к себе в зятья!-говорит ему казий.

Уста остолбенел от удивления:

- Да что вы, господин, смеетесь надо мной, что ли?-говорит отец.-Да у моей несчастной дочки голова плешивая, ноги больные, глаза слепые, руки кривые, делать она ничего не может, несчастное она божье созданье...

А казий настаивает:

- А вот я на ней жениться решил, какая бы она ни была. А не отдашь ее за меня-тогда сейчас же возвращай мне мои деньги с процентами.

Уста Алавёддин ему тогда говорит:

- Только уж, господин, потом на меня не обижайтесь! - И согласился.

Казий на седьмом небе от радости и гозорит:

- По рукам, значит! Вот тебе деньги на свадебный той.

И дал Алаведдину пятьсот золотых и долг простил.

Пришел уста Алаведдин домой и говорит жене: .

- Жена, жена, нет у нашей дочери дворца, зато есть у нее счастье. Сам казий нашим зятем будет, вот и калым за невесту!

И показал жене пятьсот золотых, а потом рассказал все, что ему казий говорил.

Через несколько дней казий пир на весь город устроил. В последний вечер свадьбы два человека принесли в его дом носилки и поставили их перед казием. Удивился казий и думает: "Что это значит? Зачем это?" Вдруг видит - в носилках кто-то шевелится. Встал казий, подошел к носилкам, посмотрел, а там девушка-калека лежит, не поймешь даже, где у нее брови, где глаза. Испугался казий, выбежал из комнаты, уста Алаведдина позвал и кричит ему:

- Забирай свою дочь и вон убирайся!

Уста Алаведдин ему говорит:

- Так вот какая цена вашему слову! Я же вам говорил, какая она у меня. А теперь уж ничего не поделаешь, берите ее!

Тут казий стал просить-молить уста, чтобы тот назад свою дочь взял, дал ему еще пятьсот золотых, и, наконец, невесту обратно к отцу отправили. Весть об этом по всему городу разнеслась. Услышал про эту свадьбу и тесть царевича. Пришел он домой и рассказывает:

- Слышали новость? Казия какая-то девушка на посмешище выставила. Вот чудеса!

Дочь его спрашивает:

- Скажите, отец, я за что это казий на вас зуб имеет?

- Да он как-то сватов к тебе присылал, а я ему отказал. С тех пор он все на меня злится. Ну, теперь у людей к нему и на грош уважения не осталось,-говорит ей отец.

Тут девушка ему все рассказала-и про то, кто этот пришлый юноша, и как он в их город пришел, и как они полюбили друг друга, и как его казий обманул, и как она казию за это отплатила.

Отец ей говорит;

- Что ж, дочь моя! Такого мужа мы тебе и желали. Живите дружно до старости.

Так юноша и девушка достигли исполнения своих желаний.

Узбекские народные сказки. В 2-х томах. Том II. // Перевод с узбекского. Сост. М.Афзалов, X.Расулов, З.Хусаинова. Изд-во «Литература и искусство», 1972 — с. 584